Можно ли мусульманам пить алкоголь

Объективности ради, следует признать, что мусульмане знают вкус алкоголя, несмотря на существующий запрет. И дело вовсе не в употреблении спиртного в лечебных целях. Медицина здесь ни при чем. Правоверные совсем не против алкоголя. Даже аксакалы, воспитанные в строгих религиозных традициях, могут пригубить вино. Это заставляет многих сомневаться в существовании запрета на алкоголь в современном мусульманском мире, силе и степени ответственности за его нарушение. Люди, исповедующие другую религию, неоднократно сталкивались со злоупотреблениями вином, пивом, с откровенным пьянством мусульман, с неприкрытым несоблюдением религиозной традиции. Правда, наблюдали они все это в большинстве случаев на территории третьих стран.

В ортодоксальных исламских государствах продажа спиртного запрещена, праздники, свадьбы отмечают с безалкогольными напитками. Но в Турции, Сирии, Саудовской Аравии разрешено употреблять ракию – разведенный виноградный спирт (бывает крепостью до 60 градусов). Этого оказалось достаточно, чтобы возникала неуверенность в следовании мусульманами одной из главных религиозных заповедей. Вне подозрений только мусульманки, живущие строго по законам шариата.

Есть ли запрет на спиртное в Коране?

В самом тексте Священной Книги нет категорического табу на употребление спиртного. Там скорее размышления о его вреде и в мягкой форме рекомендации отказа от алкоголя. Поэтому некоторые мусульмане пьют алкоголь, полагая, что рекомендация имеет двойной смысл. С одной стороны, это пожелание своим близким следовать тому или иному правилу, а с другой – просто отзыв о чем-нибудь, то есть субъективное мнение. В таком случае, если желание выпить оказалось сильнее «нельзя» пророка, то можно нарушить запрет.

Оправдывают они этот момент совсем просто. В Коране сказано, что «первая капля вина губит человека». Так они и не пьют эту каплю, стряхнув ее с краешка рюмки или бокала. А вот все последующие, о которых не упоминается в Священной Книге, употребляют с удовольствием.

Ислам и алкоголь

Как религия ислам – одно из самых строгих, жестких, в каких-то моментах даже жестоких, вероисповеданий на Земле. К алкоголизму его отношение недвусмысленно. Ислам не просто провозглашает отказ от спиртного, но и запрещает все вещества, обладающие подобным действием. И это чрезвычайно серьезно. Ведь, наркотические средства не только калечат, в выверенных дозах они сегодня купируют симптомы многих, в том числе смертельных заболеваний, снимают боль, облегчая последние минуты жизни раненым на поле боя или онкологическим больным в хосписах. Но в исламе этот запрет появился далеко не случайно.

В период до пророка Мухаммеда, народы современных мусульманских стран исповедовали язычество, которое поощряло выпивку в быту и религиозных обрядах. Вино воспевали в стихах. Это вполне объяснимо. В землях Аравийского полуострова практически нет воды, поэтому жажду утоляли молоком или некрепким вином. О крепких напитках типа водки не было речи. Несмотря на небольшой градус настоек и вина (20*), жара усиливала их действие на организм, и слабоалкогольные напитки становились аналогами шестидесяти градусных. Следствием становилась зависимость человека от вина: люди спивались, рожали неполноценных детей, нация деградировала.

Единственным способом избавить народ от бедствия, по мнению пророка Мухаммеда, стал полный отказ от алкоголя. Этот постулат стал одним из столпов новой религии, которую основал пророк.

Отказ от пьянства проходил поэтапно:

  • Сначала провели большую разъяснительную работу, показывая пагубность спиртного, но при этом, оговаривая и его полезные свойства: снятие стресса, усталости, боли.
  • Второй этап заключался в запрете проведения намаза в состоянии опьянения. Ссылались на то, что верующие путали слова, смысл молитвы.
  • Только после этого ввели полный запрет на алкоголь и аналогичные ему вещества, приравняв к ним азартные игры. Назвали все это грехом – хамаром, что переводится, как «дурманящий, лишающий разума».

По легенде, те, кто пил вино во время чтения суры Корана о запрете алкоголя, вылили остатки на пол и разбили бокалы, в знак того, что больше никогда не прикоснутся к спиртному.

С тех пор нельзя производить, привозить, продавать и пить алкоголь. Нарушившие закон проклинались. В список тех, кто должен был быть проклят, включили и наливающих вино, и разносящих, приносящих его, и тех, кому приносили спиртное, и тех, кто покупал вино, кто получал деньги за его реализацию. Толкователи закона убеждали людей в том, что нарушившие запрет, даже прочтя покаянную молитву, не будут приняты Аллахом, пока не пройдет 40 дней со дня выпивки. Перспектива умереть непрощенным Господом, не прельщала никого. Пить перестали. Это говорит о стойкости мусульманского характера, поскольку евреи, их двоюродные братья по происхождению, живущие рядом, всегда пили и пьют вино, невзирая на его отрицательное действие.

Коран и традиции Востока

Как только «сухой закон» вступил в свои права, его сразу же стали пытаться корректировать, менять, упрощать. Предвидя это, Мухаммед настойчиво убеждал верующих в том, что опасно любое вещество, дурманящее мозг человека, будь то ягоды, хмель, виноград. Но жизнь брала свое, и многие суры Корана о запрете алкоголя трактовались двояко. Например, пиво сначала вообще реабилитировали, поскольку прямого упоминания о нем в Коране не было. А изобретенный в 860 году чистый спирт считали лекарством. Но затем эти «неточности» устранили, восстановив полный запрет на алкоголь и подобные ему вещества.

И все-таки во многих мусульманских странах относятся к спиртному по-разному. Самое мягкое отношение к алкоголю в Персии, где испокон веков преобладал зороастризм, исповедующий свободу человека. Здесь всегда именно за человеком оставляли право выбора: пить или не пить алкоголь. Достаточно вспомнить Омара Хайяма и его стихи, воспевающие вкус, цвет, аромат вина. И в современном Иране продолжают существовать традиции культурного винопития, особенно на Юго-Западе. Там много маленьких магазинчиков, продающих вино прямо по рецепту древних поэтов Хайяма и Хафиза. Интеллектуалы и ценители вина всего мира считают большой удачей покупку вина в такой лавке.

Владельцы винных магазинов – члены зороастрийских общин, сохранивших свою религию на фоне доминирующего ислама. Такие винные лавки существуют и в Албании.

И все-таки, запрет на вино в мусульманском мире, пройдя через века, действует и сегодня.

Пьют ли сегодня мусульмане?

В наши дни споры между мусульманами вокруг вина не утихают. 2008 год ознаменовался «сенсацией». Один из исламских богословов издал указ о возможности пить вино с процентным содержанием спирта в пределах 0,5%. Он посчитал, что это не противоречит правилам правоверных и Корану. Такой слабый алкоголь не вызовет опьянения, то есть он легален. Тут же второй ученый объявил, что это – грех, способный спровоцировать эпидемию выпивок. Истина не была установлена. В Турции, Иране, Саудовской Аравии, Сирии, Ливане, где людям разрешено пить ракию, такую полемику восприняли с долей здорового скепсиса. Ведь в этих странах все правоверные знают, что опьянение, а не умеренное употребление вкусного вина – грех. Поэтому у шариата нет претензий к их образу жизни.

Туристический бизнес предполагает продажу алкоголя, и с этим тоже не согласуется понятие Корана. Но публичное питье, а уж тем более, потеря чувства меры, не приветствуется в мусульманском мире повсеместно. В мусульманских государствах, свято приверженных букве Корана, действует «сухой закон». Несмотря на это, и в них гибнут люди от фальсификата. Именно поэтому в странах ислама каждый знает 5 причин отказа от спиртного:

  • Молитва – основа жизни мусульманина, выпивка – помеха молитве.
  • Алкоголь вызывает привыкание.
  • Вино подавляет интеллект.
  • Спиртное – плохой пример для подрастающего поколения.
  • Алкогольная интоксикация снимает все моральные ограничения, заставляя забыть о Коране и Всевышнем, что недопустимо для правоверного.

Итак, подводя итог, еще раз подчеркнем, что, как правило, алкоголь запрещен в мусульманских странах. Но из каждого правила есть исключение. Поэтому, в каких-то странах больше, в каких-то меньше, сегодня существуют послабления суровому закону Корана. Это не значит, что правоверным разрешено пить. Им просто дана свобода выбора, который очевиден, обоснован и поддерживается на государственном уровне.

Можно ли мусульманам пить алкоголь? Сейчас разберемся в этом вопросе детально, выясним все нюансы. Хорошо известно, что мусульмане не пьют алкоголь. Это запрещено. Они не употребляют в пищу алкогольсодержащие продукты, не пользуются парфюмерией со спиртом и держатся подальше от всех видов опьяняющих веществ. Это воздержание — заповедь от Аллаха. Но почему алкоголь харам (запрещен) в Исламе? Давайте разберемся.

Спиртные напитки в Исламе

Почему мусульмане не пьют алкоголь? Это запрещено текстами Корана (см. 5:90). Алкоголь является незаконным (харам) и считается нечистым (наджи). Потребление в любом количестве является запрещенным, даже если напиток не создает никаких опьяняющих эффектов. Мусульманам не разрешается посещать молитвы, находясь в пьяном состоянии (Коран, 4:43). В более позднем стихе Пророка Мухаммада говорится, хоть алкоголь и имеет некоторые лечебные преимущества, негативные последствия его перевешивают хорошее (Коран, 2:219).

Наконец, интоксиканты и азартные игры назывались священным писанием «мерзостями рук сатаны». Поэтому людей с самосознанием просили не отворачиваться от Аллаха и не забывать о молитве, а мусульманам было приказано воздержаться (Коран, 5:90-91). Пророк Мухаммад также дал указание своим спутникам избегать любых опьяняющих веществ. По этой причине большинство мусульман отказываются от употребления алкоголя в любой форме.

Алкоголь и молитва

Почему мусульманам нельзя пить алкоголь? Далее рассмотрим несколько основных причин:

  1. Алкоголь и молитва несовместимы.
  2. Молитва является фундаментальной частью мусульманского образа жизни, обязательным призывом к Богу пять раз в день. Алкоголь влияет на нее, по мнению исламских ученых.
  3. Каждый, кто пьет алкоголь, не может молиться в течение месяца, если только он не кается.

Алкоголь вызывает привыкание

Даже когда мусульмане использовали алкоголь в медицинских целях, Пророк Мухаммад сравнивал напиток с болезнью, заявив, что нет лекарств от того, что Бог запретил. Необходима сила воли для прекращения употребления алкоголя, который поглощает интеллект.

Потребление алкоголя затрудняет различие между правильным и неправильным. Мусульманская вера основана на интеллекте, рациональной мысли и здравом суждении. Все, что может поставить под угрозу это поведение, запрещено. Это еще одна причина, по которой мусульмане не пьют.

Неправильный пример

Если говорить о том, можно ли мусульманам алкоголь, то хотелось бы отметить, что употребление спиртного дает неправильный пример детям. А у тех, кто верит в Аллаха, семейные ценные превыше всего. Сидеть в ресторане, где подается алкоголь, — это не то же самое, что пить его. Бары, где подается спиртное, могут привести к тому, что его будут употреблять в присутствии детей. А это может подтолкнуть их к пагубной привычке. Взрослые мусульмане являются образцами для подражания и дают понять, что не нужно пить для хорошего времяпровождения, работы или общения.

Любое опьяняющее вещество, будь то вино, пиво, джин, виски или наркотики, влияет на способности и поведение человека. Результат тот же, и Коран констатирует, что это опьянение, которое заставляет забыть о Боге и молитве — это плохо.

Алкоголь может привести к преступности

Хотя это противоречивое утверждение, но в Исламе алкоголь рассматривается в тесном отношении к созданию преступного поведения. Это не запрет лекарственного употребления алкоголя. Коран объясняет: «(в спирте) есть великий грех и (некоторые) выгоды, но грех перевешивает его пользу» (2:219). Современная фетва (исламское правление) классифицирует спиртное, не употребляемое в пищу, как разрешенное для внешнего использования (парфюмерия и дезодорирующие средства), пока оно не используется для опьянения.

Для мусульман, когда что-то делается харамом, это означает, что вещь вредна для здоровья. То есть мусульмане не должны поощрять других потреблять алкоголь, независимо от того, кто они. Работа связанная с торговлей спиртным относится к категории харам. Пророк Мухаммад запретил людям совершать все действия, связанные с винодельческой промышленностью, включая изготовление, обслуживание, продажу или покупку. Эта заключается в том, чтобы остановить распространение вреда, вызванного спиртным.

Действительно ли не пьют?

Разбираясь в том, пьют ли мусульмане алкоголь на самом деле, отметим, что многое зависит от образа жизни. Для некоторых пить спиртное во время приема пищи и общения – это норма. Обычно такому мусульмане просто не предаются. Это общее предположение, что граждане мусульманских стран не могут пить спиртное. Не то, чтобы все верующие Ислама шли по жизни трезвыми, но все же считается, что алкоголь — это грех. Мусульманам действительно разрешено пить. Вино даже прославляется в их священной книге Коран.

Что говорится в Коране?

Многие задаются вопросом: «Можно ли мусульманам спиртные напитки?» Употребление алкоголя не запрещено Кораном, как утверждают многие. Есть три отрывка, которые указывают на это. Однако ни в одном случае его не называют харамом, или запрещенным Богом, например, как свиное мясо. Вот три отрывка: Коран 2:219 «Они спрашивают вас об алкогольных напитках и азартных играх. Скажите: в них есть вред и отрава для мужчин. Но их вред приносит свои хорошие последствия ». Коран 4:43 «Не подходи к молитвам, пока вы пьяны». Коран 5:90 «О те, которые уверовали! Интоксикация и азартные игры, (посвящение) камнями и (предсказание) стрелами — мерзость рук сатаны: так избегайте этого, чтобы вы могли процветать». Да, алкоголь здесь не поощряют. Хотя говорят, что есть хорошие стороны, акцент делается на плохих последствиях. Тем не менее это больше похоже на совет прекратить пить.

Давайте разберемся, можно ли пить мусульманам алкоголь? Отрывок из Корана, в котором говорится об алкоголе: Коран 16:67 «И из плодов финиковых пальм и винограда вы получаете алкогольные напитки и товары. Воистину, это знак для людей, которые используют свое понимание». В этом стихе, без сомнения, сказано, что Бог даровал виноград людям, чтобы они могли делать алкогольные напитки. Правильно, здесь поощряется виноделие.

Хотя умеренность алкоголя поощряется в Исламе, это абсолютно не запрещено. Коран нигде не говорит о том, что это харам или грешник. Сам пророк Мухаммад, являющийся примером для самих мусульман, пил вино, как его спутники и Иисус, которые в Исламе также считаются пророками.

Ценности выше спиртных напитков

Разбираясь в том, можно ли мусульманам пить алкоголь, скажем, что ценности в Исламе преподносят ненужными спиртные напитки. Мусульманам прививали семейные ценности и безопасный образ жизни. Таким образом, с Исламом больше не нужно пить, чтобы избавиться от несчастья и стресса, соскользнув в мир фантазий. Задумываясь о том, пьют ли мусульмане алкоголь, стоит сказать о том, что страх перед Аллахом помогает мусульманам держаться подальше не только спиртного, но и всех других зол, запрещенных Кораном, таких как прелюбодеяние, злоупотребление женами и детьми, азартные игры. Попытки отменить алкоголь в Америке (в период запрета) и наркотики («Война с наркотиками») не увенчались успехом. Поскольку факторы, которые заставляют людей в США пить и употреблять наркотики, не были устранены.

Почему люди пьют?

Что заставляет людей пить? Множество факторов. Например, некоторые люди на работе тесно контактируют с алкоголем. Или они трудятся там, где спиртное находится в свободном доступе. Кроме того, будучи в состоянии позволить себе тратить деньги на алкоголь и иметь свободное время, чтобы выпить его — это способ хорошо провести время или выглядеть сексуально. Но, к сожалению, это мнение ошибочное. И не многие его понимают.

Наконец, пример других пьющих, обычно друзей или семьи, может человека натолкнуть на мысли, что употреблять алкоголь – это нормально. Алкоголики (люди, склонные к чрезмерному употреблению спиртного), как правило, хотят немедленного удовлетворения и пристрастились к этому мирскому удовольствию. Они не склонны заботиться о долгосрочных последствиях. Сегодня в Соединенных Штатах большая часть экономики вращается вокруг алкогольной промышленности. Правительство, например, собирает весомую сумму денег из налогов на спиртное. Считаете ли вы, что сегодня правительство США может серьезно относиться к желанию избавиться от алкоголя? Компании, производящие спиртные напитки, продолжают тратить большие деньги на рекламные ролики. А затем жертвуют часть своей прибыли, чтобы «помочь» некоторым людям, чья жизнь была разрушена за счет потребления их продукта.

Поможет ближний избавиться от пагубной привычки

Но все-таки, можно ли мусульманам пить алкоголь? Практикующий мусульманин не коснется спиртного из страха перед Аллахом. Те, кто обычно чувствуют большую вину, нарушают судебный запрет Корана. Многие пьющие прекращают эту пагубную привычку во время Рамадана. Иногда чрезмерные пьяницы оказываются настолько измененными в результате хаджа (паломничества), что они никогда больше не пьют. В истинном исламском государстве человек вряд ли достигнет точки физической зависимости от алкоголя. Друзья, семья и соседи не будут просто смотреть в сторону, пока человек разрушает себя и свою семью. Предполагается, что мусульмане очень вовлечены в исправление ошибок, которые они видят. Ислам — очень ориентированная на общины вера. Человеку негде делать то, что он хочет, если это вредит другим. Причинив себе вред алкоголем, выпивающий вредит и близким людям.

Слишком большая вина за употребление алкоголя может заставить человека чувствовать себя очень плохо. Чтобы сбалансировать данное чувство, мусульманам нужно помнить о милости и прощении Аллаха. "И те, кто, сделав что-то, чтобы стыдиться или обижать собственные души, искренне призывают Аллаха думать и просить прощения за свои грехи, а кто может прощать грехи, кроме Аллаха? — и никогда упрямый в сохраняющихся сознательно в (заблуждении), что они сделали". (3:135).

Заключение

Свидетельства о запрете алкоголя в Исламе абсолютно подавляющие. В отличие от других вопросов, где есть споры среди ученых, проблема алкоголя имеет 100 % консенсус среди изучающих мусульманство, не оставляя никаких сомнений. Большинство людей, проживающих в западных странах, в конечном счете столкнутся с теми, которые утверждают, что алкоголь не запрещен. Не сомневайтесь, что мусульманин никогда не должен употреблять алкоголь. Потому что спиртное для них под запретом. Если столкнетесь с мусульманином, который потребляет алкоголь, либо по незнанию, либо преднамеренно он обманывает стихи из Корана.

Как внедрялся «сухой закон» в исламе

До принятия ислама жители Аравийского полуострова активно употребляли алкогольные напитки. Поскольку воды там было мало и она часто являлась непригодной для питья из-за различных примесей и солей, жажду люди утоляли в основном вином и финиковой настойкой. Хотя эти напитки имели слабую крепость, в жарком климате они начинали бродить, что добавляло им градусов. Все это привело к массовой алкогольной зависимости. Многие погибали от алкогольного отравления, дети стали рождаться с дефектами развития.

Хотя поначалу ислам не подразумевал отказа от спиртного, пророк Мухаммед, увидев разрушительные последствия пьянства, решил ввести «сухой закон». Введение его проводилось в несколько этапов. Сначала людям стали разъяснять на проповедях народу пагубное воздействие алкоголя. Затем приняли запрет на проведение намаза в состоянии алкогольного опьянения. И наконец, был введен полный и категорический запрет на употребление любых одурманивающих веществ. Именно тогда в исламе впервые было оглашено понятие греха – хамар («лишающий разума»).

Были сформулированы пять основных причин, по которым запрещалось пить алкоголь:

1. Нельзя совершать намаз в пьяном виде. Ведь верующие должны обращаться к Аллаху по пять раз в день.

2. Боязнь привыкания. Мухаммед говорил, что не будет пользы от того, что запрещено. Ведь, выпив даже один глоток спиртного, человек может захотеть еще.

3. Затуманивая разум, алкоголь не дает разглядеть различие между праведностью и грехом.

4. Пить спиртное – это плохой пример для детей. Ведь старшее поколение должно служить образцом подражания для младшего.

5. Алкоголь снижает самоконтроль, заставляет забыть о Коране и заповедях Аллаха, а для верующих это недопустимо.

В суре «Аль-Маида» говорится: «О вы, которые уверовали! Опьяняющий напиток, майсир (азартные игры), (жертвоприношения) на каменных жертвенниках (и гадание) по летящим стрелам — скверные деяния, (внушаемые) шайтаном. Сторонитесь этого, быть может, вы преуспеете. Воистину, шайтан при помощи вина и майсира хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Прекратите ли вы (эти непристойности)?»

Вино запретили не только пить, но и продавать. У купцов, которые ввозили в город спиртное, отбирали бурдюки, разрезали их и выливали содержимое на землю.

Что такое «хамар»?

Между тем слово «хамар» обозначало одновременно «покрывать пеленой», «дурманить» и напиток, полученный из виноградного или плодово-ягодных соков путем брожения. Получалось, что если напиток был изготовлен другим образом, то употреблять его было можно. Так, в число запретных напитков поначалу не попали пиво и чистый спирт, полученный в 860 году одним персидским врачом.

В Персии, кстати, преобладал зороастризм, проповедующий свободный человеческий выбор и являвшийся неотъемлемой частью культуры этой страны. В бессмертной поэзии Омара Хайяма и Хафиза немало восторженных строк о вине. И сегодня, хотя в стране доминирующей религией давно стал ислам, там сохранились зороастрийские общины, члены которых по-прежнему употребляют вино. Его можно купить в небольших магазинчиках в юго-западных областях Ирана, а также и на территории мусульманской Албании.

Даже многие известные мусульманские деятели не чурались спиртного. Это происходило и в Средние века, и в наши дни.

Можно или нельзя?

Продолжаются и богословские споры на эту тему. В 2008 году исламский богослов Юсуф аль-Карадави выпустил фетву, где разрешалось употребление спиртного в ограниченном количестве. Аль-Карадави мотивировал тем, что содержание спирта в напитках менее 0,5% вполне допустимо для правоверных, так как не ведет к опьянению, поэтому не может противоречить догмам ислама. Правда, многие «коллеги» его так и не поддержали и тут же вступили в бурную дискуссию.

Как бы то ни было, сейчас существует свободная продажа вина и ракии в таких странах, как Турция, Сирия, Ливан и даже Иран и Саудовская Аравия. Правда, по-настоящему пьяных вы здесь практически не встретите: вот это уже никак не приветствуется… Любители выпить делают это подальше от посторонних глаз и потребляют вина в довольно умеренных количествах.

Как сказал тот же Омар Хайям:

Запрет вина — закон, считающийся с тем

Где пьешь вино и много ли, и с кем.

Когда соблюдены все эти оговорки,

Пить признак мудрости, а не порок совсем.

Источники:

http://bezokov.com/faq/spirtnoe/alkogol-dlya-musulman

http://fb.ru/article/383875/mojno-li-musulmanam-pit-alkogol-traditsii-istoricheskie-faktyi-veroispovedanie-pravila-i-trebovaniya

http://matveychev-oleg.livejournal.com/6370288.html

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Жизнь и алкоголизм © 2018 · Все права защищены Наверх